Фарфор

История развития фарфорового дела в России неразрывно связана с историей существования заводов-изготовителей, многие из которых были созданы задолго до прихода советской власти. История этих предприятий уникальна, ведь они пережили войны, перевороты, смену власти, но по сегодняшний день продолжают свою работу.

Гжельский фарфоровый завод, основанный недалеко от Москвы в 1818 году, функционирует и сейчас. Его визитная карточка – особая техника росписи изделий, при которой используются оттенки синего цвета.

Фарфоровый завод в Вербилках Московской области был основан в конце XVIII века. В советское время на нем выпускались главным образом фарфоровые статуэтки СССР с агитационным характером. Передовиком в эпоху Советов был основанный в 1832 г.

Дулевский фарфоровый завод со своим неповторимым стилем «агашки», впитавшем в себя народные традиции и национальные мотивы.

Самый первый фарфоровый завод, появившийся в России еще в 1744 г., чья продукция по сей день пользуется большим спросом — Ленинградский фарфоровый завод им. Ломоносова.

Авторитетом и популярностью пользовались изделия из фарфора Украинских заводов в Барановке, Городнице, Коростене, Полтаве и др.

 

Каслинское литьё

История Каслинского литья началась в 1747 году, когда тульский купец Яков Коробков основал на Южном Урале Каслинский железоделательный и чугуноплавильный завод. Место было выбрано богатое чугуном и уникальным качественным формовочным песков, а также древесиной для производства угля. Когда завод перешёл во владение князей Демидовых в 1751 году, каслинские чугунные изделия уже были широко известны в Европе и Азии. Следующим владельцем завода был вольный купец I гильдии Лев Расторгуев, который за годы своего правления увеличил известность каслинского чугунного литья. С 1809 года он и его наследники привлекали на производство новых талантливых скульпторов, художников, чеканщиков и формовщиков. Так были приглашены в Касли выпускники Петербургской Академии художеств М. Д. Канаев и Н. Р. Бах, которые позже организовали художественную школу при заводе

Каслинский чугунный павильон, построенный для Парижской выставки 1900 года

1860-1890 гг. — время расцвета Каслинского чугунного художественного литья. В этот период Каслинский литейный завод получил Малую золотую медаль Вольно-экономического общества в 1860 году; завод участвовал в выставках в Санкт-Петербурге,Нижнем Новгороде, Париже, Лондоне и других городах мира. Примечательна Всероссийская выставка в Нижнем Новгороде (1896), на которой Каслинские мастера впервые представили свой товар в ажурном чугунном павильоне. Особым историческим событием для Каслинского завода стала Парижская всемирная выставка прикладного искусства 1900 года, на которой мастера завода отлили огромный чугунный павильон-дворец в [Византийском стиле по проекту Е. Е. Баумгартена. Центральным элементом павильона являлась скульптура Н. А. Лаверецкого «Россия», расположенная при входе и изображающая женщину-воина, оберегающую мир и готовую к новым победам. Павильон был признан шедевром литейного искусства и получил высшую награду — «Гран-При». На выставке было много желающих купить павильон, однако покупатели хотели приобрести павильон только вместе со всеми выставленными в нем экспонатами, включая и саму статую. Российские уполномоченные доверенные лица согласились со всеми условиями покупателей, кроме одного — они отказались продать скульптуру «Россия », символизировавшую Российскую империю, и заявили, что ««Россия» не продаётся!«. Сделка не состоялась, статуя вместе с павильоном вернулась в Россию. После этого долгие годы ящики с деталями павильона пролежали в подвале одного из частных домов в Касли.

Первая Мировая война, Октябрьская революция и Гражданская война в России в начале ХХ века, Вторая Мировая война негативно сказались на промысле Каслинского чугунного литья, а также на его мастерах и изделиях. В последующие годы буквально по крупицам пришлось восстанавливать почти утраченное ремесло и богатейшую коллекцию изделий. Лишь в 1957 году под руководством мастера С. М. Гилева начались работы по восстановлению чугунного павильона, которые продолжались около восьми месяцев. 3 мая 1958 года в одном из залов картинной галереи в Екатеринбурге состоялось открытие восстановленного павильона — символа и вершины искусства работы мастеров Каслинского художественного чугунного литья.